Директор компании Ракушин Алексей Владиславович дал интервью журналистам о текущем положении на рынке бытовой химии:
— Почему российский покупатель вдруг столкнулся с резким взлётом цен и даже дефицитом товаров первой необходимости: прежде всего средств женской гигиены и детских подгузников, а также бытовой химии и косметики?
— До сегодняшнего дня эти ниши практически на 90% принадлежали западным игрокам. По причине санкций о своём намерении покинуть российский рынок или максимально сократить сотрудничество заявили многие лидирующие компании отрасли, большинство из них были вынуждены значительно повысить цены на свою продукцию, это коснулось в том числе продукции компаний Procter&Gamble, Henkel, Unilever. Заявления этих, без преувеличения, крупнейших транснациональных корпораций, породили потребительскую панику, тем самым провоцируя дефицит товара и нерегулируемый рост цен в рознице.
— Как сложилась эта потребительская предпочтительность выбора не в пользу российских производителей? Почему на полках в критический момент не оказалось российских товаров?
— Меньший приоритет российского производителя – явление, существующее исторически. Когда-то это было справедливо, потому что постсоветские продукты бытовой химии и гигиены не выдержали сравнения по качеству с пришедшими на рынок западными брендами.
Но за последние два десятка лет ситуация в корне изменилась. Отечественные производители сегодня работают по тем же технологиям, что и зарубежный бизнес. Однако, закрепить позиции в ассортименте магазинов и в сознании потребителей российским торговым знакам было очень сложно, так как маркетинговые бюджеты у наших разработчиков во много раз скромнее, чем у западных.
— Если российским производителям до сегодняшнего дня принадлежала лишь десятая доля рынка, сможем ли мы полностью заместить импорт, предложить покупателю нужные обёмы продукции?
— Многие зарубежные бренды производятся на российских предприятиях. Наши заводы были вынуждены работать с минимальной маржой в качестве контрактеров для зарубежных компаний по причине отсутствия сбыта отечественной продукции. Одним из показательных примеров может быть
невиномысский завод «Арнест», где производилась продукция корпорации Henkel, Unilever, Beiersdorf, Oriflame.
После ухода иностранных бизнесов у нас в стране останутся те же мощности и те же люди, которые прежде производили брендовые товары. Производственные линии зачастую работали не в полную силу, усилить их – не проблема. Имеющимся ресурсом мы сможем закрыть все 100% объёмов западных компаний. Это вопрос времени, и не самого большого.
— Каковы возможности вашей компании?
— Пять лет назад мы запустили на нижегородской территории собственный завод по производству сыпучих и жидких средств бытовой химии и косметики. Также приобретено новое оборудование и запущена линия по производству дезинфицирующих продуктов. Поэтому мы можем без проблем обеспечить нижегородского и российского потребителя основными продуктами бытовой химии. Также мы активно сотрудничаем с крупными производственными площадками в Нижегородской, Московской, Кировской и Ленинградской областях. Нам и другим российским производителям ничто не мешает работать, а это значит, что дефицита продукции в индустрии бытовой химии и гигиены можно избежать. А вот дефицит брендов, к которым покупатель привык, однозначно будет.
— Удастся ли потребителю со временем найти товары, аналогичные утраченным брендам?
— Конкретно товар наших торговых знаков представлен в среднем и эконом ценовых сегментах. Это продукция аналогична той, что выдавал в масс-маркет иностранный производитель. В индустрии бытовой химии качество конечного продукта зависит в первую очередь от качества сырья. И если российский потребитель готов приобретать премиальный товар российского производства, то мы готовы его производить, мы хотим и можем работать с высококлассными
материалами по самым современным технологиям. Повторюсь в качестве подтверждения моего заявления, что многие товары под зарубежными
лейблами производились не на родине брендов, а на наших, российских, предприятиях.
— Какие товарные категории сейчас в наибольшем ажиотаже у потребителя, какой продукции ждут от вас сетевики и ритейлеры?
— В первую очередь есть большой заявленный спрос на средства женской и детской гигиены. Мы производим детские подгузники под брендом «Умка» и средства женской гигиены «Green Day». По женской гигиене объём производства уже увеличен в три раза. По подгузникам также расширились, и закрепили стоимость на том уровне, который был до санкций. Постараемся не допустить дефицита этих товаров и по возможности удерживать цены на докризисном уровне.
— С какими трудностями уже столкнулись в новых условиях?
— Наша компания со дня основания определила своей миссией развитие российского производства. Все наши продукты производятся на территории страны. Мы не занимаемся закупкой готовых «полуфабрикатов», которые в России только рассыпаются в упаковку или разливаются по
флаконам. Это позволило нам иметь более стабильное положение по сравнению с теми компаниями, которые сделали ставку исключительно на наклеивание стикеров.
Для нас ключевой проблемой стали ограничения в поставках импортных комплектующих и сырья, начиная от флаконов и этикеток до качественных отдушек. Это вопрос решаемый, находим даже более достойные и интересные компоненты. Но, к сожалению, мы сталкиваемся, в том числе, с недобросовестной конкуренцией, и искусственное завышение цены со стороны некоторых контрагентов неминуемо скажется на стоимости конечного продукта.
— Нуждается ли ваш бизнес в каких-то мерах государственной поддержки?
— Сейчас нами отрабатываются каналы сбыта, перестраивается логистика, готовятся новые контракты. Мы увеличиваем объёмы оборотных средств, набираем людей, начинаем их обучать, чтобы запускать работу своих предприятий в три-четыре смены. Мы привыкли самостоятельно вести бизнес в разных экономических обстоятельствах, справимся и с этой ситуацией. Думаю, что потребуется три-шесть месяцев, чтобы перестроиться и отладить
запущенные процессы. Но без той паники, которой было позволено случиться, эти процессы могли бы быть менее травматичными и для потребителя, и для экономики страны. Переход получился стихийным не в последнюю очередь потому, что мы пребываем в очень болезненном информационном поле.
И вот в этом вопросе нужна поддержка государства. Необходимо предоставить россиянам убедительные аргументы, объясняющие не только вынужденность, но и целесообразность перераспределения сил в структуре рынка.
А нам нужны доступные информационные площадки, чтобы транслировать людям честность в намерениях и в ценообразовании. Только через коммуникации можно избавить нашу аудиторию от многолетнего зомбирования зарубежными лейблами, пробудить интерес и пока еще робкое доверие к российскому производителю, а также желание познакомиться, с нашей, российской, продукцией.
Также вышедшие статьи можно посмотреть по ссылкам ниже:
Алексей Ракушин: «Имеющимся ресурсом мы сможем закрыть все 100% объёмов западных компаний»